Важная информация
Подготовка к
собеседованию
Должностные
инструкции будущих специалистов
Стажировка
в Москве, или как удачно начать карьеру
7 правил офисного этикета
Резюме – это ваш основной документ при поиске работы. В подавляющем большинстве случаев работодатели сначала просят от соискателя выслать резюме. Только ознакомившись с этим документом, они решают, стоит ли встречаться с человеком лично. Вы уже поняли, что подготовке резюме нужно уделить самое пристальное внимание.
По сути, резюме формирует первое впечатление о кандидате. Поэтому информация, содержащаяся в резюме, должна быть:
- краткой;
- полезной для работодателя;
- соответствовать действительности.
Несколько советов по составлению резюме вам обязательно пригодятся!
Что должно быть в вашем резюме
В идеале, резюме должно содержать информацию об образовании кандидата, его опыте (если он есть) и навыках (знание иностранных языков и компьютерных программ).Обо всем по порядку.
1. Вначале укажите фамилию, имя, отчество и контактные данные: телефон, факс, e-mail, год рождения.
Есть разные мнения относительно того, указывать ли год рождения. На самом деле отсутствие этой информации может раздражать некоторых работодателей. Она ему все равно нужна, и он будет ее уточнять. Но пока не состоялась беседа, он вынужден вычислять ваш возраст по другим признакам, например, год поступления в вуз.
2. Обязательно озвучьте свою цель!
Необходимо написать должность, на которую вы претендуете.
3. Третьим пунктом пишут образование.
Если же вас выгодно отличает от конкурентов богатый опыт работы, стоит начать именно с него. Стоит учесть, что в зависимости от вакансии резюме может меняться в деталях. Излагать все нужно очень конкретно, но при этом сжато. Резюме не должно занимать более одной страницы!
Не указывайте слишком много мест работы, начинайте с последнего. Акцентируйте внимание работодателя на том опыте, который соответствует вашей теперешней цели. Да, и не забудьте описать свои личные профессиональные достижения, если они есть.
Слова действия и положительного подхода
Используйте следующие слова для подготовки вашей трудовой биографии или при заполнении заявления о приеме на работу. Они помогут вам произвести благоприятное впечатление на потенциального работодателя:Достиг, управлял, построил, способен, компетентен, общался, последователен, контролировал, координировал, создал, спроектировал, разработал, руководил, экономен, направлял.
Деятелен, устроил, установил, расширил, испытал, направлял, внедрил, усовершенствовал, инициировал, провел, контролировал, заведывал, организовывал, участвовал, положителен.
Обрабатывал, продуктивный, выгодный, квалифицированный, ремонтировал, находчивый, продавал, специализировался, стабильный, успешный, осуществлял, обучал, многогранный, разнообразный.
Пополните свой список навыков и умений:
- Давал советы
- Организовывал мероприятия
- Делал цифровые вычисления
- Проверял точность
- Классифицировал данные
- Обучал людей
- Составлял числовые данные
- Строил здания
- Координировал мероприятия
- Общался с клиентами
- Консультировал людей
- Давал поручения
- Распределял информацию
- Составлял доклады
- Редактировал документацию
- Интерпретировал данные
- Проводил собеседования
- Вел учет
- Был посредником
- Работал с оборудованием
- Организовывал людей и работу
- Убеждал других
- Планировал повестку дня
- Готовил таблицы и диаграммы
- Программировал микрокомпьютеры
- Занимался рекламой
- Занимался сохранением недвижимости
- Занимался сбором средств
- Регистрировал данные
- Чинил механическое оборудование
- Делал обзоры
- Вел собрания
- Занимался сбытом
- Обслуживал клиентов
- Устраивал показы
- Выступал публично
- Заведывал людьми
- Преподавал
- Управлял людьми
- Мотивировал людей
«Я могу успешно справляться со следующими занятиями»:
- содействовать самосовершенствованию и повышению квалификации
- помогать людям выявлять их проблемы/потребности
- оказывать влияние
- привлекать талантливых людей и хороших руководителей
- выступать публично перед большим или небольшим собранием
- создавать интенсивную рекламу или рекламные кампании
- организовывать и проводить учебные курсы
- создавать обстановку, способствующую обучению
- убеждать
- внушать программы или планы действий тем, кто принимает решения
- устраивать или организовывать крупные изменения политики
- разрабатывать систематический подход к установке целей
- создавать гармонические отношения
- устанавливать приоритетные задачи в условиях противоречивых требований
- распределять скудные финансовые средства
- осуществлять проекты вовремя и в рамках бюджета
- привлекать постоянных клиентов
- справляться с разными задачами и обязанностями одновременно и эффективно
- организовывать разных людей в функционирующую рабочую группу.
В разделе образование помимо основного, указывайте только те курсы и тренинги, которые отвечают намеченной цели.
Пункт «Дополнительные сведения»
Здесь делайте акцент только на том, что может пригодиться для выполнения соответствующих должностных обязанностей:
- личные качества
- знание компьютерных программ
- деловые связи
- владение иностранными языками
- водительские права
- наличие автомобиля
- готовность к командировкам и ненормируемому рабочему дню.
Описание личных качеств
Вот список личных качеств, которые вас могут презентовать наилучшим образом:- Аккуратность, гуманность, лидерство, настойчивость, обучаемость, организованность, решительность, трудолюбие, честность, целеустремленность, уверенность в себе.
- Активность, выносливость, критичность, надежность, находчивость, ответственность, порядочность, скромность, усердие, обязательность, добросовестность.
- Внимательность, адаптивность, дисциплинированность, доброжелательность, инициативность, исполнительность, пунктуальность, самостоятельность.
- Творческий характер мышления, умение принимать решения, умение работать в коллективе.
Но будьте внимательны, выбирая необходимые качества! Некоторые из них могут оказаться аргументом против вас. Например, «самостоятельность» бухгалтера может насторожить его будущее руководство, а «исполнительность» не самое лучшее качество в случае, если вы претендуете на должность руководителя отдела.
И еще не следует перечислять весь список, который здесь отражен, много – не значит лучше. Здесь главное попасть «в яблочко»!
Что не обязательно указывать
Не обязательно указывать следующую информацию: адрес, место рождения, семейное положение. Задайтесь вопросом, насколько та информация, которую вы изложили в резюме, поможет вам при трудоустройстве? Например, если вы претендуете на начальную позицию в экономическом отделе, не нужно писать о том, что вы вышиваете в свободное время крестиком, и являетесь почетным членом общества собаководов, а еще профессионально занимаетесь танцами.
Что совсем не нужно указывать: рост, вес, знак зодиака, социальное происхождение, цвет волос, политические взгляды, вероисповедание, национальность, любимое животное и прочие вещи, не относящиеся к делу.
Что делать, когда опыта работы мало или его вообще нет?
Резюме выпускника или студента без опыта работы всё же может служить своей цели – презентации вас как кандидата на вакансию. Для этого нужно правильно расставить акценты, не сообщая лишнего и не прибегая к большим преувеличениям.Если вам хватает опыта работы по специальности, в этом случае необходимо включить в резюме весь опыт работы:
- производственную практику на старших курсах;
- летнюю работу, стажировки;
- помощь преподавателям в вузе;
- временную работу в проектах;
- неоплачиваемую работу (возможно, участие в организации конференций, работу в общественных или благотворительных организациях).
Если все-таки опыта работы совсем нет
Если все-таки опыта работы совсем нет и в запасе у вас нет ничего, кроме образования, то тогда при описании изученных курсов надо подробно на них остановиться.
Какие-то знания во время студенческой практики вам могут показаться незначительными, но не стоит пренебрегать ими.
Укажите период изучения курса, опишите, что дало вам изучение данного курса. Напишите в резюме все виды деятельности, в которых вы принимали участие, быть может, вы были в запасе студенческого актива института – это очень не мало значит, поверьте. Пишите все, чему вам удалось научиться или хотя бы с чем довелось познакомиться.
И еще, составляя резюме, постарайтесь поставить себя на место работодателя и подумайте: зачем вам, как работодателю, знать те или иные сведения о кандидате и что вам потребовалось бы спросить у него дополнительно.
Самую важную информацию, которая, по вашему мнению, должна привлечь внимание работодателя, поместите в начало резюме. Для проверки попросите трех друзей прочитать резюме и рассказать вам, что они запомнили и какие выводы сделали.
Некоторые хитрости
Ваша задача, показать, что умеете работать и добиваться результатов. Особенно выделите опыт, значимый для вакансии, на которую претендуете.
Один из способов увеличить свой рабочий опыт в глазах работодателя – это разбить описание работы на фрагменты и детально их разъяснить. Например, недостаточно просто сказать, что вы были секретарем. Не поленитесь, описать функциональные особенности работы: прием входящих телефонных звонков, работа с компьютерной базой данных, ведение деловой переписки с государственными и общественными организациями и т.п.
Если возникли трудности в разложении имеющегося у вас опыта, то можете воспользоваться подсказкой в объявлении о вакансиях, где часто описывают круг обязанностей, или опубликованными резюме специалистов, работавших на похожих должностях.
Есть еще один позитивный момент! Если вы на хорошем счету на своей кафедре, то можете указать в качестве рекомендателя преподавателя с этой кафедры, только не забудьте предварительно с ним согласовать этот вопрос. В этом случае нужно указать ф.и.о., должность, научные звания рекомендателя и координаты для связи с ним.
Также можно указать премии и грамоты за ваши академические успехи.
В раздел «Дополнительные сведения» или «Другая значимая информация» можно внести такие пункты:
- выигранные гранты, конкурсы («Лучший проект», «победитель конкурса молодой бухгалтер» и т.п.;
- награждения;
- назначения, выборные должности, например, староста курса, куратор и т.п.;
- средний балл успеваемости (если он выше 4)
В «навыках» указываются технические навыки и навыки работы с компьютерными программами.
Если вы работали в группах или делали проект, который имел успех, укажите это в качестве «навык работы в команде», «навык самостоятельной исследовательской работы» и др.
Вспомогательный список.
Деятельность в свободное время:
- Альпинизм
- Общественная работа
- Занятия спортом/смотреть спорт по телевизору
- Чтение
- Рисование
- Содержание домашних животных
- Рыбная ловля
- Плаванье на парусной лодке или гребля
- Коллекционирование марок/монет
- Приготовление еды
- Электроника
- Вязанье/шитье
- Содержание тропических рыбок
- Починка машины
- Игра на музыкальных инструментах
- Садоводство
- Использование домашнего компьютера
- Любитель радио
- Прогулки для удовольствия
- Поддержание хорошей физической формы
- Решение кроссвордов
- Танцы
- Резьба по дереву
- Фотография
- Езда на велосипеде
Распространенные ошибки в резюме
Не уделяйте одинаковое внимание всему рабочему опыту. Старайтесь выделить тот, который наиболее значим для желаемой работы. Остальное можете перечислить как «другой опыт» - совсем кратко.Ошибки, опечатки, разнобой в форматировании текста, плохое качество бумаги или печати в резюме не допустимы. Это ваше лицо в первую очередь при трудоустройстве. Такие, казалось бы, мелочи создают весьма негативное впечатление об авторе.
Не следует делать свое резюме «экзотическим». Например, писать его в форме сочинения, добавлять цветочки и бабочки, применять совсем не традиционный шрифт малинового цвета. При желании привлечь внимание работодателя и выделиться из толпы остальных кандидатов, в данном случае вы, скорее всего, получите обратный эффект.
И еще – не забывайте, что работодатели очень не любят гадать на кофейной гуще, какая вакансия интересует соискателя. Мало просто сообщать об изученных предметах и специальности по диплому. Важно и нужно добавить графу «Цель» и перечень навыков, значимых для интересующей вас должности. Покажите, что вы способны анализировать прошлое и планировать будущее.
Отправляя резюме по электронной почте, в теме письма обязательно пишите НЕ слово «резюме», и НЕ вашу фамилию, а НАЗВАНИЕ ВАКАНСИИ.